Письмо МО и Науки Калужской области об организации подготовке к школе реализующих программы дошкольного образования

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Руководителям
муниципальных органов
управления образованием
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
248016, г. Калуга, ул. Пролетарская, 111,
тел. 719-302, факс 719-342
E-mail: minobr@adm.kaluga.ru

от
о
т

06.06.2012

на №

№ 07-022/2218-12
от

Об организации подготовки детей
к школе в образовательных
учреждениях Калужской области,
реализующих программы
дошкольного образования
В целях создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу
детей, получающих дошкольное образование в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи, образовательными учреждениями
Калужской области различного типа и вида проводятся мероприятия по подготовке
детей к школе.
При организации подобного рода деятельности допускается ряд нарушений,
в связи с чем министерство образования и науки Калужской области требует:
- группы по подготовке детей к школе должны комплектоваться
исключительно детьми 5,5-7 лет, не посещающими дошкольные образовательные
учреждения;
- запрещается проводить занятия по подготовке к школе в учебные дни
после уроков, а также в вечернее время (после 17.00);
- запрещается осуществлять подготовку детей к школе без лицензии на право
ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования;
- запрещается относить к платным образовательным услугам в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, деятельность
которых финансируется из бюджета, оказание образовательных услуг в рамках
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оказание
образовательных услуг по подготовке детей к школе, финансируемых из бюджета;
- запрещается использовать результаты мониторинга образовательного
процесса и детского развития в группах подготовки детей к школе для отбора детей
для поступления в общеобразовательное учреждение (класс).
В целях создания оптимальных условий для подготовки детей дошкольного
возраста к систематическому обучению в общеобразовательных учреждениях
Калужской области, министерство образования и науки Калужской области
направляет для работы «Рекомендации по организации подготовки детей к школе
в образовательных учреждениях Калужской области, реализующих программы

дошкольного образования» (прилагаются), которые детализируют вышеуказанные
требования.
Рекомендации распространяются на все типы и виды образовательных
учреждений,
реализующих
основную
общеобразовательную
программу
дошкольного образования, и дополнительные программы дошкольного
образования.
Рекомендации разработаны в соответствии нормативными правовыми
актами, действующими в сфере дошкольного образования, существующими
методическими материалами по подготовке детей дошкольного возраста к школе, и
содержат основные вопросы, отражающие деятельность групп подготовки детей к
школе (групп предшкольной подготовки).
Рекомендации размещены на официальном сайте министерства образования
и науки Калужской области в разделе «Направления деятельности. Образование.
Дошкольное, общее и специальное (коррекционное) образование».
Министр

О.И. Домме
719-311

А.С. Аникеев

Приложение к письму министерства
образования и науки Калужской области
от ____________№ _____________
Рекомендации
по организации подготовки детей к школе в образовательных
учреждениях Калужской области, реализующих программы дошкольного
образования
Целью подготовки детей к школе (предшкольного образования) являются:
формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей.
Содержанием деятельности групп подготовки детей к школе может быть:
- всестороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно
- речевому и художественноэстетическому;
- адаптация дошкольников к условиям организованного образования,
социализация в группе сверстников;
- подготовка детей к систематическому обучению в начальной школе;
- психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям)
детей дошкольного возраста;
- организация присмотра и ухода за детьми старшего дошкольного возраста.
Методологическими подходами к проблеме развития ребенка старшего
дошкольного возраста являются:
- качественный подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), в соответствии с
которым психика ребенка обладает качественно иными характеристиками, чем
психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она
приобретает характеристики взрослого человека;
- возрастной подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже), который учитывает, что психическое
развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным
закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), в соответствии с
которым формирование психики рассматривается в онтогенезе как феномен
культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как
процесс формирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека,
подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в
готовом виде на более ранних ступенях;
- личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович,
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), предполагающий, что поведение ребенка
определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения
и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты

еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность определяется в
основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку
деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет
оказывать на него развивающее воздействие.
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец,
В.В. Давыдов), в рамках которого деятельность наравне с обучением
рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте
существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды
деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают
личностные новообразования. Ведущей деятельностью детей дошкольного
возраста является игра. Особенно велика роль сюжетно-ролевой игры на этапе
развития детей 5-7 лет.
Концептуальные основы предшкольной подготовки детей базируются на
фундаментальных основах дошкольного образования: о самоценности,
уникальности дошкольного детства; о дошкольном образовании как базовой
ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим
образованием; об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе
дошкольного образования; о возрастных и индивидуальных психологических и
психофизиологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста; об
образовании детей старшего дошкольного возраста как преемственной ступени
общего образования; о гибкости, открытости, вариативности дошкольного
образования и индивидуализации образовательного процесса; о семье как
основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка; о
педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и
субъектно-деятельностной позиции в условиях внедрения инновационных форм
дошкольного образования.
Группы подготовки детей к школе (группы предшкольной подготовки)
организуются для детей 5,5-7 лет, не посещающих группы полного дня в
дошкольном образовательном учреждении.
Нормативный срок освоения образовательной программы по подготовке
детей к школе – не более одного года. Группы по подготовке детей к школе
комплектуются детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5,5-6,5 лет или
6-7 лет) так, чтобы на начало обучения в первом классе возраст ребенка составлял
не менее 6,5 лет.
Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного,
продленного, круглосуточного, кратковременного пребывания воспитанников.
Длительность пребывания детей в группе определяется возможностью
организовать прием пищи и дневной сон. В одном помещении (классной комнате,
групповой ячейке) может быть организована работа трех групп по подготовке к
школе в режиме кратковременного пребывания воспитанников без питания и
дневного сна, например, с 9 до 11, с 11 до 13 и с 15 до 17 часов.
Запрещено проводить организованную образовательную деятельность в
группе по подготовке к школе с 13 до 15 часов (во время физиологического сна
ребенка дошкольного возраста), а также в вечернее время (после 17 часов).
Родительская плата в группах по подготовке детей к школе взымается в
установленном порядке. В случае реализации образовательным учреждением
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, родитель

(законный представитель) имеет право на компенсацию части родительской платы
в соответствии со ст. 52.2. закона РФ «Об образовании».
При разработке содержания образовательной программы, реализуемой в
группах подготовки детей к школе, следует учитывать следующие положения:
- образовательная программа не должна дублировать содержание программ
обучения в начальной школе;
- структура образовательной программы должна включать совокупность
интегрированных образовательных областей в соответствии с федеральными
государственными
требованиями:
«Физическая
культура»,
«Здоровье»,
«Безопасность», «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые
обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественноэстетическому;
- содержание образования в группах предшкольной подготовки должно быть
направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на
развитие у детей общих способностей (познавательных, коммуникативных и
регуляторных), развивая их в специфичных для старшего дошкольного возраста
видах деятельности (лепка, рисование, конструирование и др.).
- построение образовательного процесса не должно строиться по типу
классно-урочной системы,
необходимо иное «проживание» дня. Решение
образовательных задач должно предусматривать совместную деятельность
взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей (игровую,
коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную,
музыкально-художественную, чтение) не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- при осуществлении образовательного процесса должны использоваться
формы, методы и приемы, учитывающие психофизиологические закономерности
развития детей 5-7 лет, и признание игры в качестве ведущей деятельности и
основной формы работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи по освоению детьми образовательных областей «Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Труд»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка» решаются с использованием интегрированного метода.
Вариантами использования интегрированного метода являются: полная интеграция
образовательных областей (например, экологическое воспитание с художественной
литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием); частичная
интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Общий объем организованной образовательной деятельности (в часах)
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными
направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает
время, отведенное:
- на непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной
детской
деятельности и чтения;

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе соблюдения
режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей.
Непосредственная образовательная деятельность (занятия) состоит из
двух частей:
1. обязательной (составляет не менее 80% времени, необходимого для
реализации образовательной программы);
2. формируемой участниками образовательного процесса (составляет не
менее 20 % времени, необходимого для реализации образовательной программы).
Содержание непосредственной образовательной деятельности определяется
учебным
планом,
календарно-тематическими
планами,
разработанными
педагогическими работниками и утвержденными руководителем образовательного
учреждения.
Часть,
формируемая
участниками
образовательного
процесса,
предусматривает реализацию приоритетных направлений деятельности группы.
Индивидуальную работу с воспитанниками, в т.ч. специалистами (педагогомпсихологом, учителем-логопедом и пр.), а также работу с детьми в кружках по
интересам или по желанию родителей (законных представителей). В период
каникул непосредственная образовательная деятельность не проводится.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности
планируется в соответствии с учетом возраста и индивидуальных особенностей
детей на основании санитарных норм и правил. Для детей старшего дошкольного
возраста целесообразно планировать не более трех занятий в день
продолжительностью 25-30 минут. Перерыв между занятиями (другими
организованными формами работы) должен составлять не менее 10 минут.
Интеллектуальные занятия с детьми следует проводить в первую половину дня.
Непосредственная образовательная деятельность может быть организована в
различных режимах:
- в конце учебного года, с середины мая: весь июнь по два занятия в день,
что составит примерно 60 занятий;
- один раз в неделю в течение всего учебного года, по два занятия, что
составит примерно 68 занятий;
- ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по
два занятия в день, что составит примерно 300-340 занятий;
- три раза в неделю по два занятия: число занятий в год -180.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
предусматривает работу педагога по организации следующих основных
направлений развития дошкольника:
- физическое развитие: закаливающие процедуры, упражнения и подвижные
игры в перерывах между занятиями;
- социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении
режимных моментов, акцентирование внимания на их пользе; развитие трудовых
навыков через поручения и задания, самообслуживание, оказание помощи
взрослым, участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий;
формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных
моментов;
- познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды во
время свободных диалогов с детьми (в играх и при наблюдениях), ситуативных

разговоров, трудовых действий и гигиенических процедур, поощряя речевую
активность детей при обсуждении пользы закаливания, занятий физической
культурой, гигиенических процедур;
- художественно-эстетическое развитие: использование произведений
искусства (музыка, живопись, скульптура и др.) в повседневной жизни детей и
игре, привлечение их внимания к разноообразным звукам, краскам и формам в
окружающем мире, оформлению помещения, привлекательности оборудования,
красоте и чистоте окружающих предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность дошкольников организуется в свободное
от организованных форм образования время: в часы приема детей, в перерывах
между занятиями, в течение игрового часа, после занятий. Планирование данного
блока предполагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей,
актуальной на данный день (неделю) в зависимости от поставленных целей и задач
образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов
совместной
деятельности,
чтобы
не
нарушить
сбалансированности
образовательного процесса (например, во избежание излишнего увлечения
двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Планирование
самостоятельной деятельности может осуществляться с опорой на предметноразвивающую среду (использование уголков уединения, сенсорного, физического и
музыкального воспитания, детской лаборатории, атрибутов к сюжетным и иным
играм и прочих предметов, имеющихся в данном классном помещении). Это
позволит детям самостоятельно выбирать и организовывать собственную
деятельность по интересам: самостоятельные подвижные игры, индивидуальные и
совместные игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие
общение со сверстниками; самостоятельное чтение детьми коротких
стихотворений; самостоятельные игры по мотивам художественных произведений
и сюжетно-ролевые игры; рассматривание книг и картинок; самостоятельное
раскрашивание раскрасок; пользование развивающими настольно-печатными и
автодидактическими играми (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные
картинки); предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить,
петь, конструировать, музицировать, слушать музыку.
Результатом освоения образовательной программы в группах
предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к
школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного
освоения им основных общеобразовательных программ начального общего
образования.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной
программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах
освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов –
2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного
процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2

компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского
развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского
развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг
образовательного
процесса
(мониторинг
освоения
образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с
дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается
степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы.
Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в
группе;
-анализ продуктов детской деятельностью;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития
ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ
карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и
организацию образовательного процесса в группе.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и
включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого
ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при
необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для
максимального раскрытия детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода
наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и
тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга
является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная
оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и
др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На
основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития
каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Не допускается использование технологически не проработанных, не
апробированных, имеющих сомнительную научную и практическую ценность
методов оценки образовательного процесса и детского развития.
Запрещено без согласия родителей (законных представителей) проводить
мониторинг, знакомить с результатами мониторинга людей, не имеющих
непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка.
Результаты мониторинга не являются основанием для отбора для
поступления детей в определенное общеобразовательное учреждение (класс).
Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития
является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и
технологий для индивидуальной работы, а родителям – для реализации права
выбора общеобразовательного учреждения для ребенка.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными
представителями) ребенка. Эффективными формами работы с родителями
являются беседы, позволяющие подготовить родителей к оказанию помощи

ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе, а также
совместные занятия для детей и родителей, что особенно актуально для детей,
нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.
Рекомендуемые программы по подготовке детей к школе:
Предшкольная подготовка в основных общеобразовательных программах
дошкольного образования, разработанных в соответствии с федеральными
государственными требованиями:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Успех», авт.: Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.
и др. Под научным руководством А.Г. Асмолова.
2. «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой.
3. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования.
Парциальные программы по предшкольной подготовке:
1. Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» (сост. Р.Г.
Чуракова, 2011г.) разработан на основе «Примерной общеобразовательной
программы воспитания, образования и развития детей старшего
дошкольного возраста» (Министерство образования и науки РФ, ФИРО,
2009 г.) в соответствии с федеральными государственными требованиями и
включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и
художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание
стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
подготовки к обучению в школе.
2. Программа комплексного обучения и развития детей 5 лет «Предшкольна
пора» (руководитель авторского коллектива – д.п.н. Н.Ф. Виноградова, 2005
г.).
3. Программа индивидуального адаптивного развития «Ступеньки к школе»
(автор - М.М. Безруких).

Используемая литература:
1.Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция дошкольного воспитания (1989г.);
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утв. Министерством образования РФ 17.06.2003;
4.СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91 (в ред. от
20.12.2010г. № 164);
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.07.2011 г. № 2161 «Об утверждении федеральных государственных требований
к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования»;
7.Приказ Минобразования России от 16.06.1998 № 1578 «О платных
дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и
муниципальными образовательными учреждениями»;
8.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.11.2011 № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №
2151» (примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического
обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей
дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других
типов и видов в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151);
9.Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 № 35-М «Об
организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение
преемственности дошкольного и начального общего образования»;
10. Письмо Минобразования России от 22.07.1997 № 990/14-15
«О
подготовке детей к школе»;
11.Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 « О
практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного
образования»;
12. Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения»;
13. Постановление Правительства Калужской области от 20 мая 2011 года
№ 284 «Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011-2015
годы».
О.И. Домме
71 93 11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».