КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ Руководителям муниципальных органов управления образованием МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 248016, г. Калуга, ул. Пролетарская, 111, тел. 719-302, факс 719-342 E-mail: minobr@adm.kaluga.ru от о т 06.06.2012 на № № 07-022/2218-12 от Об организации подготовки детей к школе в образовательных учреждениях Калужской области, реализующих программы дошкольного образования В целях создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей, получающих дошкольное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, образовательными учреждениями Калужской области различного типа и вида проводятся мероприятия по подготовке детей к школе. При организации подобного рода деятельности допускается ряд нарушений, в связи с чем министерство образования и науки Калужской области требует: - группы по подготовке детей к школе должны комплектоваться исключительно детьми 5,5-7 лет, не посещающими дошкольные образовательные учреждения; - запрещается проводить занятия по подготовке к школе в учебные дни после уроков, а также в вечернее время (после 17.00); - запрещается осуществлять подготовку детей к школе без лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования; - запрещается относить к платным образовательным услугам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, деятельность которых финансируется из бюджета, оказание образовательных услуг в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оказание образовательных услуг по подготовке детей к школе, финансируемых из бюджета; - запрещается использовать результаты мониторинга образовательного процесса и детского развития в группах подготовки детей к школе для отбора детей для поступления в общеобразовательное учреждение (класс). В целях создания оптимальных условий для подготовки детей дошкольного возраста к систематическому обучению в общеобразовательных учреждениях Калужской области, министерство образования и науки Калужской области направляет для работы «Рекомендации по организации подготовки детей к школе в образовательных учреждениях Калужской области, реализующих программы дошкольного образования» (прилагаются), которые детализируют вышеуказанные требования. Рекомендации распространяются на все типы и виды образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и дополнительные программы дошкольного образования. Рекомендации разработаны в соответствии нормативными правовыми актами, действующими в сфере дошкольного образования, существующими методическими материалами по подготовке детей дошкольного возраста к школе, и содержат основные вопросы, отражающие деятельность групп подготовки детей к школе (групп предшкольной подготовки). Рекомендации размещены на официальном сайте министерства образования и науки Калужской области в разделе «Направления деятельности. Образование. Дошкольное, общее и специальное (коррекционное) образование». Министр О.И. Домме 719-311 А.С. Аникеев Приложение к письму министерства образования и науки Калужской области от ____________№ _____________ Рекомендации по организации подготовки детей к школе в образовательных учреждениях Калужской области, реализующих программы дошкольного образования Целью подготовки детей к школе (предшкольного образования) являются: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержанием деятельности групп подготовки детей к школе может быть: - всестороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественноэстетическому; - адаптация дошкольников к условиям организованного образования, социализация в группе сверстников; - подготовка детей к систематическому обучению в начальной школе; - психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста; - организация присмотра и ухода за детьми старшего дошкольного возраста. Методологическими подходами к проблеме развития ребенка старшего дошкольного возраста являются: - качественный подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), в соответствии с которым психика ребенка обладает качественно иными характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она приобретает характеристики взрослого человека; - возрастной подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже), который учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста; - культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), в соответствии с которым формирование психики рассматривается в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях; - личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), предполагающий, что поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность определяется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. - деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), в рамках которого деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Особенно велика роль сюжетно-ролевой игры на этапе развития детей 5-7 лет. Концептуальные основы предшкольной подготовки детей базируются на фундаментальных основах дошкольного образования: о самоценности, уникальности дошкольного детства; о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием; об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования; о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста; об образовании детей старшего дошкольного возраста как преемственной ступени общего образования; о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса; о семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка; о педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях внедрения инновационных форм дошкольного образования. Группы подготовки детей к школе (группы предшкольной подготовки) организуются для детей 5,5-7 лет, не посещающих группы полного дня в дошкольном образовательном учреждении. Нормативный срок освоения образовательной программы по подготовке детей к школе – не более одного года. Группы по подготовке детей к школе комплектуются детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5,5-6,5 лет или 6-7 лет) так, чтобы на начало обучения в первом классе возраст ребенка составлял не менее 6,5 лет. Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного, продленного, круглосуточного, кратковременного пребывания воспитанников. Длительность пребывания детей в группе определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон. В одном помещении (классной комнате, групповой ячейке) может быть организована работа трех групп по подготовке к школе в режиме кратковременного пребывания воспитанников без питания и дневного сна, например, с 9 до 11, с 11 до 13 и с 15 до 17 часов. Запрещено проводить организованную образовательную деятельность в группе по подготовке к школе с 13 до 15 часов (во время физиологического сна ребенка дошкольного возраста), а также в вечернее время (после 17 часов). Родительская плата в группах по подготовке детей к школе взымается в установленном порядке. В случае реализации образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, родитель (законный представитель) имеет право на компенсацию части родительской платы в соответствии со ст. 52.2. закона РФ «Об образовании». При разработке содержания образовательной программы, реализуемой в группах подготовки детей к школе, следует учитывать следующие положения: - образовательная программа не должна дублировать содержание программ обучения в начальной школе; - структура образовательной программы должна включать совокупность интегрированных образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественноэстетическому; - содержание образования в группах предшкольной подготовки должно быть направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на развитие у детей общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных), развивая их в специфичных для старшего дошкольного возраста видах деятельности (лепка, рисование, конструирование и др.). - построение образовательного процесса не должно строиться по типу классно-урочной системы, необходимо иное «проживание» дня. Решение образовательных задач должно предусматривать совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - при осуществлении образовательного процесса должны использоваться формы, методы и приемы, учитывающие психофизиологические закономерности развития детей 5-7 лет, и признание игры в качестве ведущей деятельности и основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Задачи по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» решаются с использованием интегрированного метода. Вариантами использования интегрированного метода являются: полная интеграция образовательных областей (например, экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием); частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности); интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Общий объем организованной образовательной деятельности (в часах) рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное: - на непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной детской деятельности и чтения; - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе соблюдения режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей. Непосредственная образовательная деятельность (занятия) состоит из двух частей: 1. обязательной (составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации образовательной программы); 2. формируемой участниками образовательного процесса (составляет не менее 20 % времени, необходимого для реализации образовательной программы). Содержание непосредственной образовательной деятельности определяется учебным планом, календарно-тематическими планами, разработанными педагогическими работниками и утвержденными руководителем образовательного учреждения. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает реализацию приоритетных направлений деятельности группы. Индивидуальную работу с воспитанниками, в т.ч. специалистами (педагогомпсихологом, учителем-логопедом и пр.), а также работу с детьми в кружках по интересам или по желанию родителей (законных представителей). В период каникул непосредственная образовательная деятельность не проводится. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности планируется в соответствии с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей на основании санитарных норм и правил. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно планировать не более трех занятий в день продолжительностью 25-30 минут. Перерыв между занятиями (другими организованными формами работы) должен составлять не менее 10 минут. Интеллектуальные занятия с детьми следует проводить в первую половину дня. Непосредственная образовательная деятельность может быть организована в различных режимах: - в конце учебного года, с середины мая: весь июнь по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий; - один раз в неделю в течение всего учебного года, по два занятия, что составит примерно 68 занятий; - ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по два занятия в день, что составит примерно 300-340 занятий; - три раза в неделю по два занятия: число занятий в год -180. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов предусматривает работу педагога по организации следующих основных направлений развития дошкольника: - физическое развитие: закаливающие процедуры, упражнения и подвижные игры в перерывах между занятиями; - социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, акцентирование внимания на их пользе; развитие трудовых навыков через поручения и задания, самообслуживание, оказание помощи взрослым, участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; - познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды во время свободных диалогов с детьми (в играх и при наблюдениях), ситуативных разговоров, трудовых действий и гигиенических процедур, поощряя речевую активность детей при обсуждении пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур; - художественно-эстетическое развитие: использование произведений искусства (музыка, живопись, скульптура и др.) в повседневной жизни детей и игре, привлечение их внимания к разноообразным звукам, краскам и формам в окружающем мире, оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих предметов, игрушек. Самостоятельная деятельность дошкольников организуется в свободное от организованных форм образования время: в часы приема детей, в перерывах между занятиями, в течение игрового часа, после занятий. Планирование данного блока предполагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей, актуальной на данный день (неделю) в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов совместной деятельности, чтобы не нарушить сбалансированности образовательного процесса (например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Планирование самостоятельной деятельности может осуществляться с опорой на предметноразвивающую среду (использование уголков уединения, сенсорного, физического и музыкального воспитания, детской лаборатории, атрибутов к сюжетным и иным играм и прочих предметов, имеющихся в данном классном помещении). Это позволит детям самостоятельно выбирать и организовывать собственную деятельность по интересам: самостоятельные подвижные игры, индивидуальные и совместные игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений; самостоятельные игры по мотивам художественных произведений и сюжетно-ролевые игры; рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание раскрасок; пользование развивающими настольно-печатными и автодидактическими играми (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, петь, конструировать, музицировать, слушать музыку. Результатом освоения образовательной программы в группах предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает: - наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе; -анализ продуктов детской деятельностью; - специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе. Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития. Не допускается использование технологически не проработанных, не апробированных, имеющих сомнительную научную и практическую ценность методов оценки образовательного процесса и детского развития. Запрещено без согласия родителей (законных представителей) проводить мониторинг, знакомить с результатами мониторинга людей, не имеющих непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка. Результаты мониторинга не являются основанием для отбора для поступления детей в определенное общеобразовательное учреждение (класс). Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы, а родителям – для реализации права выбора общеобразовательного учреждения для ребенка. Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями) ребенка. Эффективными формами работы с родителями являются беседы, позволяющие подготовить родителей к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе, а также совместные занятия для детей и родителей, что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. Рекомендуемые программы по подготовке детей к школе: Предшкольная подготовка в основных общеобразовательных программах дошкольного образования, разработанных в соответствии с федеральными государственными требованиями: 1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», авт.: Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством А.Г. Асмолова. 2. «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. 3. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Парциальные программы по предшкольной подготовке: 1. Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» (сост. Р.Г. Чуракова, 2011г.) разработан на основе «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» (Министерство образования и науки РФ, ФИРО, 2009 г.) в соответствии с федеральными государственными требованиями и включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе. 2. Программа комплексного обучения и развития детей 5 лет «Предшкольна пора» (руководитель авторского коллектива – д.п.н. Н.Ф. Виноградова, 2005 г.). 3. Программа индивидуального адаптивного развития «Ступеньки к школе» (автор - М.М. Безруких). Используемая литература: 1.Закон РФ «Об образовании»; 2. Концепция дошкольного воспитания (1989г.); 3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Министерством образования РФ 17.06.2003; 4.СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91 (в ред. от 20.12.2010г. № 164); 5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 2161 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; 7.Приказ Минобразования России от 16.06.1998 № 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями»; 8.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2011 № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151» (примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других типов и видов в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151); 9.Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»; 10. Письмо Минобразования России от 22.07.1997 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»; 11.Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 « О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; 12. Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; 13. Постановление Правительства Калужской области от 20 мая 2011 года № 284 «Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011-2015 годы». О.И. Домме 71 93 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)