КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Руководителям
муниципальных органов
управления образованием
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
248016, г. Калуга, ул. Пролетарская, 111,
тел. 719-302, факс 719-342
E-mail: minobr@adm.kaluga.ru
от
о
т
06.06.2012
на №
№ 07-022/2218-12
от
Об организации подготовки детей
к школе в образовательных
учреждениях Калужской области,
реализующих программы
дошкольного образования
В целях создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу
детей, получающих дошкольное образование в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи, образовательными учреждениями
Калужской области различного типа и вида проводятся мероприятия по подготовке
детей к школе.
При организации подобного рода деятельности допускается ряд нарушений,
в связи с чем министерство образования и науки Калужской области требует:
- группы по подготовке детей к школе должны комплектоваться
исключительно детьми 5,5-7 лет, не посещающими дошкольные образовательные
учреждения;
- запрещается проводить занятия по подготовке к школе в учебные дни
после уроков, а также в вечернее время (после 17.00);
- запрещается осуществлять подготовку детей к школе без лицензии на право
ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования;
- запрещается относить к платным образовательным услугам в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, деятельность
которых финансируется из бюджета, оказание образовательных услуг в рамках
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оказание
образовательных услуг по подготовке детей к школе, финансируемых из бюджета;
- запрещается использовать результаты мониторинга образовательного
процесса и детского развития в группах подготовки детей к школе для отбора детей
для поступления в общеобразовательное учреждение (класс).
В целях создания оптимальных условий для подготовки детей дошкольного
возраста к систематическому обучению в общеобразовательных учреждениях
Калужской области, министерство образования и науки Калужской области
направляет для работы «Рекомендации по организации подготовки детей к школе
в образовательных учреждениях Калужской области, реализующих программы
дошкольного образования» (прилагаются), которые детализируют вышеуказанные
требования.
Рекомендации распространяются на все типы и виды образовательных
учреждений,
реализующих
основную
общеобразовательную
программу
дошкольного образования, и дополнительные программы дошкольного
образования.
Рекомендации разработаны в соответствии нормативными правовыми
актами, действующими в сфере дошкольного образования, существующими
методическими материалами по подготовке детей дошкольного возраста к школе, и
содержат основные вопросы, отражающие деятельность групп подготовки детей к
школе (групп предшкольной подготовки).
Рекомендации размещены на официальном сайте министерства образования
и науки Калужской области в разделе «Направления деятельности. Образование.
Дошкольное, общее и специальное (коррекционное) образование».
Министр
О.И. Домме
719-311
А.С. Аникеев
Приложение к письму министерства
образования и науки Калужской области
от ____________№ _____________
Рекомендации
по организации подготовки детей к школе в образовательных
учреждениях Калужской области, реализующих программы дошкольного
образования
Целью подготовки детей к школе (предшкольного образования) являются:
формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей.
Содержанием деятельности групп подготовки детей к школе может быть:
- всестороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно
- речевому и художественноэстетическому;
- адаптация дошкольников к условиям организованного образования,
социализация в группе сверстников;
- подготовка детей к систематическому обучению в начальной школе;
- психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям)
детей дошкольного возраста;
- организация присмотра и ухода за детьми старшего дошкольного возраста.
Методологическими подходами к проблеме развития ребенка старшего
дошкольного возраста являются:
- качественный подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), в соответствии с
которым психика ребенка обладает качественно иными характеристиками, чем
психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она
приобретает характеристики взрослого человека;
- возрастной подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже), который учитывает, что психическое
развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным
закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), в соответствии с
которым формирование психики рассматривается в онтогенезе как феномен
культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как
процесс формирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека,
подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в
готовом виде на более ранних ступенях;
- личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович,
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), предполагающий, что поведение ребенка
определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения
и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты
еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность определяется в
основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку
деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет
оказывать на него развивающее воздействие.
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец,
В.В. Давыдов), в рамках которого деятельность наравне с обучением
рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте
существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды
деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают
личностные новообразования. Ведущей деятельностью детей дошкольного
возраста является игра. Особенно велика роль сюжетно-ролевой игры на этапе
развития детей 5-7 лет.
Концептуальные основы предшкольной подготовки детей базируются на
фундаментальных основах дошкольного образования: о самоценности,
уникальности дошкольного детства; о дошкольном образовании как базовой
ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим
образованием; об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе
дошкольного образования; о возрастных и индивидуальных психологических и
психофизиологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста; об
образовании детей старшего дошкольного возраста как преемственной ступени
общего образования; о гибкости, открытости, вариативности дошкольного
образования и индивидуализации образовательного процесса; о семье как
основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка; о
педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и
субъектно-деятельностной позиции в условиях внедрения инновационных форм
дошкольного образования.
Группы подготовки детей к школе (группы предшкольной подготовки)
организуются для детей 5,5-7 лет, не посещающих группы полного дня в
дошкольном образовательном учреждении.
Нормативный срок освоения образовательной программы по подготовке
детей к школе – не более одного года. Группы по подготовке детей к школе
комплектуются детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5,5-6,5 лет или
6-7 лет) так, чтобы на начало обучения в первом классе возраст ребенка составлял
не менее 6,5 лет.
Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного,
продленного, круглосуточного, кратковременного пребывания воспитанников.
Длительность пребывания детей в группе определяется возможностью
организовать прием пищи и дневной сон. В одном помещении (классной комнате,
групповой ячейке) может быть организована работа трех групп по подготовке к
школе в режиме кратковременного пребывания воспитанников без питания и
дневного сна, например, с 9 до 11, с 11 до 13 и с 15 до 17 часов.
Запрещено проводить организованную образовательную деятельность в
группе по подготовке к школе с 13 до 15 часов (во время физиологического сна
ребенка дошкольного возраста), а также в вечернее время (после 17 часов).
Родительская плата в группах по подготовке детей к школе взымается в
установленном порядке. В случае реализации образовательным учреждением
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, родитель
(законный представитель) имеет право на компенсацию части родительской платы
в соответствии со ст. 52.2. закона РФ «Об образовании».
При разработке содержания образовательной программы, реализуемой в
группах подготовки детей к школе, следует учитывать следующие положения:
- образовательная программа не должна дублировать содержание программ
обучения в начальной школе;
- структура образовательной программы должна включать совокупность
интегрированных образовательных областей в соответствии с федеральными
государственными
требованиями:
«Физическая
культура»,
«Здоровье»,
«Безопасность», «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые
обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественноэстетическому;
- содержание образования в группах предшкольной подготовки должно быть
направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на
развитие у детей общих способностей (познавательных, коммуникативных и
регуляторных), развивая их в специфичных для старшего дошкольного возраста
видах деятельности (лепка, рисование, конструирование и др.).
- построение образовательного процесса не должно строиться по типу
классно-урочной системы,
необходимо иное «проживание» дня. Решение
образовательных задач должно предусматривать совместную деятельность
взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей (игровую,
коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную,
музыкально-художественную, чтение) не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- при осуществлении образовательного процесса должны использоваться
формы, методы и приемы, учитывающие психофизиологические закономерности
развития детей 5-7 лет, и признание игры в качестве ведущей деятельности и
основной формы работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи по освоению детьми образовательных областей «Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Труд»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка» решаются с использованием интегрированного метода.
Вариантами использования интегрированного метода являются: полная интеграция
образовательных областей (например, экологическое воспитание с художественной
литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием); частичная
интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Общий объем организованной образовательной деятельности (в часах)
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными
направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает
время, отведенное:
- на непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной
детской
деятельности и чтения;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе соблюдения
режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей.
Непосредственная образовательная деятельность (занятия) состоит из
двух частей:
1. обязательной (составляет не менее 80% времени, необходимого для
реализации образовательной программы);
2. формируемой участниками образовательного процесса (составляет не
менее 20 % времени, необходимого для реализации образовательной программы).
Содержание непосредственной образовательной деятельности определяется
учебным
планом,
календарно-тематическими
планами,
разработанными
педагогическими работниками и утвержденными руководителем образовательного
учреждения.
Часть,
формируемая
участниками
образовательного
процесса,
предусматривает реализацию приоритетных направлений деятельности группы.
Индивидуальную работу с воспитанниками, в т.ч. специалистами (педагогомпсихологом, учителем-логопедом и пр.), а также работу с детьми в кружках по
интересам или по желанию родителей (законных представителей). В период
каникул непосредственная образовательная деятельность не проводится.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности
планируется в соответствии с учетом возраста и индивидуальных особенностей
детей на основании санитарных норм и правил. Для детей старшего дошкольного
возраста целесообразно планировать не более трех занятий в день
продолжительностью 25-30 минут. Перерыв между занятиями (другими
организованными формами работы) должен составлять не менее 10 минут.
Интеллектуальные занятия с детьми следует проводить в первую половину дня.
Непосредственная образовательная деятельность может быть организована в
различных режимах:
- в конце учебного года, с середины мая: весь июнь по два занятия в день,
что составит примерно 60 занятий;
- один раз в неделю в течение всего учебного года, по два занятия, что
составит примерно 68 занятий;
- ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по
два занятия в день, что составит примерно 300-340 занятий;
- три раза в неделю по два занятия: число занятий в год -180.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
предусматривает работу педагога по организации следующих основных
направлений развития дошкольника:
- физическое развитие: закаливающие процедуры, упражнения и подвижные
игры в перерывах между занятиями;
- социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении
режимных моментов, акцентирование внимания на их пользе; развитие трудовых
навыков через поручения и задания, самообслуживание, оказание помощи
взрослым, участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий;
формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных
моментов;
- познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды во
время свободных диалогов с детьми (в играх и при наблюдениях), ситуативных
разговоров, трудовых действий и гигиенических процедур, поощряя речевую
активность детей при обсуждении пользы закаливания, занятий физической
культурой, гигиенических процедур;
- художественно-эстетическое развитие: использование произведений
искусства (музыка, живопись, скульптура и др.) в повседневной жизни детей и
игре, привлечение их внимания к разноообразным звукам, краскам и формам в
окружающем мире, оформлению помещения, привлекательности оборудования,
красоте и чистоте окружающих предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность дошкольников организуется в свободное
от организованных форм образования время: в часы приема детей, в перерывах
между занятиями, в течение игрового часа, после занятий. Планирование данного
блока предполагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей,
актуальной на данный день (неделю) в зависимости от поставленных целей и задач
образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов
совместной
деятельности,
чтобы
не
нарушить
сбалансированности
образовательного процесса (например, во избежание излишнего увлечения
двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Планирование
самостоятельной деятельности может осуществляться с опорой на предметноразвивающую среду (использование уголков уединения, сенсорного, физического и
музыкального воспитания, детской лаборатории, атрибутов к сюжетным и иным
играм и прочих предметов, имеющихся в данном классном помещении). Это
позволит детям самостоятельно выбирать и организовывать собственную
деятельность по интересам: самостоятельные подвижные игры, индивидуальные и
совместные игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие
общение со сверстниками; самостоятельное чтение детьми коротких
стихотворений; самостоятельные игры по мотивам художественных произведений
и сюжетно-ролевые игры; рассматривание книг и картинок; самостоятельное
раскрашивание раскрасок; пользование развивающими настольно-печатными и
автодидактическими играми (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные
картинки); предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить,
петь, конструировать, музицировать, слушать музыку.
Результатом освоения образовательной программы в группах
предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к
школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного
освоения им основных общеобразовательных программ начального общего
образования.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной
программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах
освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов –
2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного
процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2
компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского
развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского
развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг
образовательного
процесса
(мониторинг
освоения
образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с
дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается
степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы.
Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в
группе;
-анализ продуктов детской деятельностью;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития
ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ
карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и
организацию образовательного процесса в группе.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и
включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого
ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при
необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для
максимального раскрытия детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода
наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и
тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга
является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная
оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и
др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На
основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития
каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Не допускается использование технологически не проработанных, не
апробированных, имеющих сомнительную научную и практическую ценность
методов оценки образовательного процесса и детского развития.
Запрещено без согласия родителей (законных представителей) проводить
мониторинг, знакомить с результатами мониторинга людей, не имеющих
непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка.
Результаты мониторинга не являются основанием для отбора для
поступления детей в определенное общеобразовательное учреждение (класс).
Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития
является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и
технологий для индивидуальной работы, а родителям – для реализации права
выбора общеобразовательного учреждения для ребенка.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными
представителями) ребенка. Эффективными формами работы с родителями
являются беседы, позволяющие подготовить родителей к оказанию помощи
ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе, а также
совместные занятия для детей и родителей, что особенно актуально для детей,
нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.
Рекомендуемые программы по подготовке детей к школе:
Предшкольная подготовка в основных общеобразовательных программах
дошкольного образования, разработанных в соответствии с федеральными
государственными требованиями:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Успех», авт.: Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.
и др. Под научным руководством А.Г. Асмолова.
2. «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой.
3. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования.
Парциальные программы по предшкольной подготовке:
1. Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» (сост. Р.Г.
Чуракова, 2011г.) разработан на основе «Примерной общеобразовательной
программы воспитания, образования и развития детей старшего
дошкольного возраста» (Министерство образования и науки РФ, ФИРО,
2009 г.) в соответствии с федеральными государственными требованиями и
включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и
художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание
стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
подготовки к обучению в школе.
2. Программа комплексного обучения и развития детей 5 лет «Предшкольна
пора» (руководитель авторского коллектива – д.п.н. Н.Ф. Виноградова, 2005
г.).
3. Программа индивидуального адаптивного развития «Ступеньки к школе»
(автор - М.М. Безруких).
Используемая литература:
1.Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция дошкольного воспитания (1989г.);
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утв. Министерством образования РФ 17.06.2003;
4.СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91 (в ред. от
20.12.2010г. № 164);
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.07.2011 г. № 2161 «Об утверждении федеральных государственных требований
к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования»;
7.Приказ Минобразования России от 16.06.1998 № 1578 «О платных
дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и
муниципальными образовательными учреждениями»;
8.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.11.2011 № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №
2151» (примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического
обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей
дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других
типов и видов в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151);
9.Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 № 35-М «Об
организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение
преемственности дошкольного и начального общего образования»;
10. Письмо Минобразования России от 22.07.1997 № 990/14-15
«О
подготовке детей к школе»;
11.Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 « О
практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного
образования»;
12. Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения»;
13. Постановление Правительства Калужской области от 20 мая 2011 года
№ 284 «Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011-2015
годы».
О.И. Домме
71 93 11
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)