1 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1. Пояснительная записка Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности, очной формы обучения, сроком реализации на один год, для детей 6-7 лет, стартового уровня усвоения. Программа предполагает последовательное, систематическое разностороннее речевое развитие детей дошкольного возраста предпосылками к обучению чтению. и с Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 7.Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 1499; 2 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; 9.Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения. Актуальность Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период. Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, 3 намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребѐнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении. Новизна и отличительная особенность Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Программа «Учимся читать» модифицированной и составленной на основе: дошкольников является «От рождения д школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2019 Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009. При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического 4 развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: - нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) - логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание) - соматически ослабленные (часто болеющие дети). Обучение рассчитано на детей 6-7 лет Состав группы постоянный, набор производился по результатам диагностик в начале учебного года, а также по желанию детей и родителей. Уровень освоения программы – стартовый. Объем программы 1 год – 31 час Срок освоения программы – 1 год Место проведения – ул. Рагули, 7. Режим занятий Год обучения Продолжительн ость занятия Периодичнос ть в неделю Количест во занятий в неделю Количест во занятий в год Количественн ый состав 1 год 30 мин 1 раз 1 31 15 человек (1 группы) 1.2. Цель и задачи. Цель программы: подготовить дошкольников к обучению чтению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, учить читать. Задачи: Обучающие: - способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей - учить различать понятия «звук» и «буква» - познакомить с терминами: звук, гласный, согласный, слог, слово, предложение - учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков; учить различать их между собой 5 -учить выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова - формировать умение придумывать слово на заданный звук и определять местоположение звука в слове - развивать умение членить слова на слоги Развивающие: - развивать внимание - развивать умение думать, слушать и слышать -развивать желание читать Воспитательные: - Воспитывать старательность, усидчивость - Воспитывать любовь к чтению и уважению к русскому языку - Развивать культуру речи. 1.3. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наименование раздела Звук и буква «А» и «У» Звук и буква «О» и «М» Звук и буква «С» Звук и буква «Х» и «Р» Звук и буква «Ш» Дифференциация звуков «С» и «Ш» Звук и буква «Ы» и «Л» Звук и буква «Н» Звук и буква «К» Звук и буква «Т» Звук и буква «И», дифференциация звуков «И» и «Ы» Звук и буква «П» Звук и буква «З» Дифференциация звуков «З» и «С» Звук и буква «Й», дифференциация звуков «И» и «Й» Звук и буква «Г», дифференциация звуков «Г» и «К» Звук и буква «В» Звук и буква «Б», дифференциация звуков «Б» и «П» Всего Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Звук и буква «Д», дифференциация звуков «Д» и «Т» Звук и буква «Ж», дифференциация звуков «Ж» и «Ш» Звук и буква «Е» Буквы «Ь» и «Ъ» Звук и буква «Я» Звук и буква «Ю» и «Ё» Звук и буква «Ч», дифференциация звуков «Ч», «С», «Ш» Звук и буква «Э», дифференциация звуков «Ч» и «Т’» Чтение текста «Братец Ваня», дифференциация звуков «Ц» и «Ч» Дифференциация звуков «Ц» и «С» Звук и буква «Ф» Звук и буква «Щ», дифференциация звуков «Щ-Ч» Повторение, открытое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.4. Содержание программы 1 Звук и буква «А» и «У» - читаем буквы А и У; - закрепляем произношение гласных звуков; - развиваем речь, формируем активный словарь. 2 Звук и буква «О и М» - дать понятие о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения. - закрепить знания детей о звуках «М», «М’». - развивать умение отличать гласные звуки от согласных. - развивать умение составлять прямые и обратные слоги. - формировать умение определять позицию звука в слове. - воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания. 7 3 Звук и буква «С» - дать понятие о звуках «С» и «С» ’. - учить соединять буквы (ма, му, мо) - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. 4 Звук и буквы «Х» и «Р» - дать понятие о звуках «Х», «Х’», «Р» и «Р’». - учить детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову. - продолжать учить определять позиция звука в слове. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. 5 Звук и буква «Ш» - дать понятие о звуке «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух; - читать слоги с буквой Р 6 Дифференциация звуков «С-Ш» - читаем звукосочетание с-ш в слогах и словах - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. 7 Звук и буква «Ы» и «Л» - дать понятие о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове. - дать понятие о звуках «Л» и «Л’» - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. 8 - учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква 8 Звук и буква «Н» - дать понятие о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - читаем слоги с буквой н - закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. - воспитывать речевое внимание и фонематический слух. 9 Звук и буква «К» - дать понятие о звуках «К», - формировать умение определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. 10 Звук и буква «Т» - дать понятие о звуках «Т» - формировать умение определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. 11 Звук и буква «И», дифференциация звуков «И» и «Ы» - дать понятие о звуках «И» и «Ы». закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений 9 - развивать фонематический слух и речевое внимание. - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. 12 Звук и буква «П» - дать понятие о звуках «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове. -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений - развивать фонематический слух и речевое внимание. - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. 13 Звук и буква «З» - закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову - воспитывать положительную самооценку у детей. 14 Дифференциация звуков «С» и «З» - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. 15 Звук и буква «Й», дифференциация звуков «Й» и «И» - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки - познакомить детей со звуком «Й», - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений - развивать фонематический слух и речевое внимание. 16 Звук и буква «Г», дифференциация звуков «Г» и «К» 10 - закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’» - продолжать определять 1-й звук в слове - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. - уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’». - формировать умение называть слова с этими звуками. 17 Звук и буква «В» - закрепить знания детей о звуках «В» и «В’» - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. 18 Звук и буква «Д», дифференциация звуков «Д» и «Т» - закрепить знания детей о звуках. - познакомить детей с буквой Д. - закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’». - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 19 Звук и буква «Б», дифференциация звуков «Б» и «П» - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’» - познакомить с буквой Б. - закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П. 11 - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. 20 Звук и буква «Ж», дифференциация звуков «Ж» и «Ш» - уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова. - продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - воспитывать умение контролировать свои действия. 21 Звук и буква «Е» - закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи. - читаем предложения с буквой Е. 22 Буквы «Ь» и «Ъ» - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. - объяснить значение букв в словах. - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. - упражнять в звуковом анализе слов. 23 Звук и буква «Я» - закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я». - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. 12 24 Звук и буква «Ю» «Ё» - познакомить детей со звуком и буквой «Ю», «Ё» - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух. - совершенствовать навык доброжелательного отношения. 25 Звук и буква «Ч», дифференциация звуков «Ч», «С», «Ш» - дать понятие о звуке «Ч». - читать слоги с чередованием ч-с-ш; - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. 26 Звук и буква «Э», дифференциация звуков «Ч» и «Т’» - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. 27 Чтение текста «Братец Ваня» дифференциация звуков «Ц» и «Ч» - дифференцировать звуки «Ц», «Ч» - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 28 Дифференциация звуков «Ц» и «С» - дифференцировать звуки «Ц», «С» - закрепить умение детей определять последний звук в слове. 13 - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 29 Звук и буква «Ф» - закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’» - закреплять умение определять позицию звука в слове - развивать умение разгадывать ребусы - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения. - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух. 30 Звук и буква «Щ», дифференциация звуков «Щ» и «Ч» - закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч». - читать слова с окончанием -ащ, - ощ, -ущ, -ущ, -ищ, - чтение слогов с чередованием щ-с, щ-ч. - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам. - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. 31 Повторение, открытое занятие - обобщить знания детей о гласных и согласных буквах. - уметь отличать гласные буквы от согласных. - уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова. - уметь делать звуковой анализ слогов и слов. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей. 1.5. Планируемые результаты 14 - иметь представление о понятии «звук», видах звуков в родной речи: гласный и согласный, твердый и мягкий, звонкий и глухой; - уметь называть основные признаки гласных и согласных звуков; различать гласные и согласные звуки между собой; - иметь представления о понятиях «звук» и «буква» и уметь различать эти понятия между собой; - иметь представление графического изображения букв русского языка; - уметь определять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова; - уметь придумывать слова на заданный звук и определять его местоположение в слове; - иметь представление о понятии «слог»; - иметь представление о понятии «предложение»; - уметь членить предложение на слова. Радел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарно-тематический пан Календарно-тематический план составлен на 1 год (Приложение 1) 2.2. Условия реализации программы Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-техническая база (Приложение2). Наличие: 1. учебного кабинета для занятий с детьми; 2. парт и стульев в соответствии с возрастом детей; 3. методических пособий на каждого ребенка Наглядное обеспечение: 1 Мольберт 2 Крупные буквы 3 Предметные картинки 4 Карточки для звукового анализа слов 5 Фишки: зеленая, синяя, красная 6 Карточки: колокольчик, наушники Раздаточный материал: 1 Буквари 15 2 Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка. 3 Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка 4 Карточки: колокольчик, наушники на каждого ребенка 2.3. Формы аттестации Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребѐнка по следующим параметрам: - Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» - Делят слова на слоги - Производят звуковой анализ слов - Составляют схему предложения - Дифференцируют звуки - Владеют чтением Используются следующие методы проверки: беседа Итоговая аттестация осуществляется в форме беседы 2.4. Контрольно-оценочные материалы. На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за речевым развитием каждого обучающегося (Приложение 3). Результаты освоения программного материала определяются по трѐм уровням: высокий, средний, низкий. Оценка результатов: Высокий уровень – ребѐнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно. Средний уровень – ребѐнок отвечает на вопросы с помощью взрослого. Низкий уровень – ребѐнок затрудняется ответить на вопросы. 16 Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса обучающихся к чтению. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Педагог задаѐт ребѐнку вопросы: 1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки). 2. А сейчас что я назвала? (называет слоги). 3. Что я назвала сейчас? (называет слова). 4. А сейчас что я назвала? (называет предложение). 2. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность). Педагог называет ребѐнку двусложное, трѐхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий. 3. Производит звуковой анализ слов. Подготовка исследования: Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелѐного цвета. Проведение исследования: Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребѐнком поочерѐдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы: 1. Что нарисовано на картинке? 2. Какой звук в слове первый? 3. Третий и т.д. По мере называния звуков ребѐнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном диагностировании ребѐнок определяет количество звуков в слове на слух) 17 4. Составляют схему предложения Проведение исследования Педагог показывает напечатанное предложение ребенку, и просит составить из фишек схему данного предложения (сколько слов, сколько слов начинаются с большой буквы и как заканчивается данное предложение). 5. Дифференцирует звуки. Проведение исследования: Педагог произносит звук, предлагает ребѐнку рассказать какой это звук (гласный, согласный: твѐрдый, мягкий, звонкий глухой). Оценка результатов: Высокий уровень – ребѐнок не допустил ни одной ошибки. Средний уровень – ребѐнок допустил одну ошибку. Низкий уровень – ребѐнок допустил более одной ошибки. 6. Владеет чтением. (с учетом возрастных особенностей) Для определения уровня овладения чтением ребѐнку предлагается прочитать предложение из 3 – 4 слов. 2.5. Методическое обеспечение Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде деятельности является обучение. Методы обучения - беседа, рассказ, объяснения, показ, демонстрация иллюстративного материала и фотографий. Форма занятий – групповая. Структура занятия 1. 2. 3. 4. Организационный момент Повторение пройденного материала Сообщение новой темы Характеристика звуков 18 5. 6. 7. 8. 9. Закрепление нового материала Физминутка Знакомство с буквой Формирование навыков чтения Итог занятия 2.6. Рабочая программа. Рабочая программа составляется на один год и выносится в отдельный документ. 2.7. Список литературы 1. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994. 2. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмопресс, 2009. 3. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009. 4. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009. 5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008. 6. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. М.: Гном - Пресс, 1997. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Календарно - тематическое планирование программы «Учимся читать» возраст 6-7 лет. педагог дополнительного образования Медведева Е.А. группа №8 2024-2025 года обучения № занятия № темы Тема учебного занятия Дата Часы Содержание деятельности Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия Количество часов 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 6 7 8 9 10 7 8 9 10 11 11 12 13 12 13 14 14 Звук и буква «А» и «У» Звук и буква «О» и «М» Звук и буква «С» Звук и буква «Х» и «Р» Звук и буква «Ш» Дифференциация звуков «С» и «Ш» Звук и буква «Ы» и «Л» Звук и буква «Н» Звук и буква «К» Звук и буква «Т» Звук и буква «И», дифференциация звуков «И» и «Ы» Звук и буква «П» Звук и буква «З» Дифференциация звуков «З» и «С» Форма организации деятельности Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Форма организации деятельности групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая групповая 20 15 15 16 16 17 17 18 18 19 19 20 20 21 22 23 24 21 22 23 24 25 25 26 26 27 27 28 28 Звук и буква «Й», дифференциация звуков «И» и «Й» Звук и буква «Г», дифференциация звуков «Г» и «К» Звук и буква «В» Звук и буква «Б», дифференциация звуков «Б» и «П» Звук и буква «Д», дифференциация звуков «Д» и «Т» Звук и буква «Ж», дифференциация звуков «Ж» и «Ш» Звук и буква «Е» Буквы «Ь» и «Ъ» Звук и буква «Я» Звук и буква «Ю» и «Ё» Звук и буква «Ч», дифференциация звуков «Ч», «С», «Ш» Звук и буква «Э», дифференциация звуков «Ч» и «Т’» Чтение текста «Братец Ваня», дифференциация звуков «Ц» и «Ч» Дифференциация звуков «Ц» и «С» групповая 1 1 групповая 1 1 1 1 1 1 групповая групповая групповая 1 1 групповая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 групповая групповая групповая групповая групповая групповая 1 1 групповая 1 1 1 1 групповая 21 29 29 30 30 31 31 ИТОГО: Звук и буква «Ф» Звук и буква «Щ», дифференциация звуков «Щ-Ч» Повторение, открытое занятие 1 1 1 1 1 1 31 групповая групповая групповая 31 22 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Дидактический материал Методические и дидактические пособия Количество экземпляров Дидактические игры 1. Дидактическая ига «Слоговые домики» 2. Дидактическая игра «Ромашка» 3. Дидактическая игра «Я учу буквы» 1 1 1 Методические пособия 1. 2. 3. 4. Лента букв Наборы для звукового анализа Набор для выкладывания схемы предложений Демонстрационные картинки 1 15 15 Методическая литература 1. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994. 2. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009. 3. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009. 4. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009. 5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008. 6. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном - Пресс, 1997. 12 1 1 1 1 1 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № п/п 1 2 3 4 5 Ф.И. воспитанника 1 Первичное обследование 2 3 4 5 6 Общий уровень 1 Заключительное обследование 2 3 4 5 6 Общий уровень Первичное обследование/заключительное обследование 1. Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» 2. 3. 4. 5. 6. - Делят слова на слоги - Производят звуковой анализ слов - Составляют схему предложения - Дифференцируют звуки - Владеют чтением 24 1